Как сделать крутую презентацию. Руководство для чайников

«Поэтами рождаются,
ораторами становятся!»
Цицерон

Давно выступали? Помните как это было? Ноги ватные, голос подрагивает, на лбу испарина, слова и мысли вылетают из головы и куча слов-паразитов. Так? Надеюсь, что не совсем, но все через это проходят, сначала в садике на утреннике, потом в школе у доски и на защите диплома в институте, потому что так было надо. Но ведь публичные выступления - это один из самых сильных методов привлечения внимания к себе и своему бизнесу. Люди приходят послушать вас специально. Они готовы потратить 20, 30 или может быть даже 45 минут своего времени, чтобы максимально погрузиться в тему, а по сути в ваш бизнес. Ни одно другое средство или метод не могут обеспечить такого уровня вовлеченности, ни статья в блоге, ни видео. Естественно, для того, чтобы не провалить этот шанс, необходима тщательная подготовка речи и презентации. 
Лекция архитектора Вячеслава Хомутова на дизайн-саммите Витрина 2016

Лучшие выступления спикеров дизайн-саммита Витрина 2016 можно посмотреть здесь

Будьте убедительными! Думайте и говорите для своей аудитории

Первый вопрос, на который необходимо ответить себе, это какова цель вашего выступления, что зрители должны сделать после него, какое послание вы хотите донести. Чтобы определить основную мысль будьте кратки. Для того, чтобы определить ее, некоторые эксперты рекомендуют использовать технику презентации в лифте ( попробуйте за 30 секунд выразить основную мысль презентации) или записать основную мысль на визитке с обратной стороны ( должно все поместиться))

Притчу о Сократе помните? Это когда к нему пришел человек и хотел поделиться новостью. Сократ спросил последовательно, видел ли человек воочию то, о чем хотел рассказать,  знает ли он человека, о котором новость и хорошая или плохая новость. Узнав, что собеседник не видел этого сам, человека не знает, да и новость не очень, Сократ отказался ее слушать. Поэтому говорите только о том, что видели сами, что знаете сами и только хорошие новости. Если то, что вы хотите сказать к делу не относится, просто не говорите это.

Сократ


Также не стоит забывать о трех подходах к подаче информации, также подаренных греками:
  1. Этос - отсылайте к этическим и моральным принципам аудитории с учетом образовательного фундамента
  2. Патос - вызывайте эмоции
  3. Логос - обращайтесь к логике и интеллекту ваших зрителей
Крутые выступления должны быть четкими, краткими, интересными и информативными, поэтому темы выступлений должны быть обсуждаемыми, эмоционально вовлекающими, заставляющими задумываться и , конечно, иметь отношение к вашей аудитории. Фокусируйтесь на нуждах аудитории, на том, что они хотят узнать, а не на том, что вы хотите им рассказать. А во время презентации следите за откликом слушателей и реагируйте. Вашим слушателям должно быть легко понять вас и ответить вам.
Зрители на дизайн саммите Витрина 2016

Структура презентации 


Для получения наилучшего результата ваше выступление должно быть хорошо структурировано.

1. Сильное вступление
Начало вашего выступления -самая важная часть. Вам необходимо привлечь внимание аудитории и удерживать его. У вас будет всего несколько минут, чтобы увлечь зрителей пока они не начали скучать, поэтому не тратьте это время на объяснения кто вы и что вы. Сразу начинайте увлекательное шоу: расскажите историю( об этом чуть ниже) или покажите слайд, который заинтригует зрителя. Это называется "крючок". Им может стать также шутка, интересная статистика или шокирующий факт.
Продемонстрируйте свое единство с аудиторией, почему это выступление полезно и чего они смогут добиться, получив новую информацию.

2. Сочное изложение
Основное тело вашей презентации составляют ваши аргументы, которые будут доказывать первоначальное заявление. Пусть их будет три.

Первый аргумент

Сделайте утверждение. Поддержите его фактами и/или примером из жизни. Сделайте связку со следующим аргументом

Второй аргумент 

Повторите те же действия, что и с первым)

Третий аргумент

обратитесь к противоположной точке зрения, но не поддерживайте ее, а покажите ее несостоятельность с помощью фактов и реальных доказательств.

Сделали? Ну а теперь переходите к заключению.

3. Блестящее заключение
Подведите итог, повторив основные мысли и доказательства сказанного. Призывайте к действию. Скажите, что нужно сделать зрителям, как воспользоваться данной вами информацией, вдохновляйте на изучение и обсуждение. Ну и не забудьте поблагодарить за внимание.


Как же определить длину презентации?
Гай Кавасаки, известный прежде всего по работе в Apple, предлагает использовать правило 10-20-30:

10 слайдов - максимальная длина вашей презентации
20 минут - максимальное время на презентацию
30 - минимальный размер шрифта в презентации

Гай Кавасаки. Фото Wikimedia
Последнее особенно важно, поскольку не позволяет вам запихнуть слишком много информации в один слайд. Вообще презентация больше предназначена для спикера, и по идее должна быть практически бесполезна без вас, человека, ее представляющего. Общее правило: чем меньше слайдов, тем лучше. Но представляя какую-то тему, содержащую большое количество визуального материала, следовать правилу Кавасаки довольно непросто. В этом случае имейте ввиду следующую формулу: 1 слайд- 1 минута презентации, идеальная презентация - 45 минут. Если получается больше, то безжалостно сокращайте картинки, потому что иначе их либо не успеют рассмотреть, либо зрители начнут скучать, когда ваше выступление приблизится к критическому дедлайну.

Вот вам небольшой лайфхак: перед выступлением угостите своих зрителей кофе с печеньем или конфетами. Кофеин придаст вашим гостям бодрости,а сахар, точнее глюкоза, повысят способность к восприятию и запоминанию материала. Этот эффект длится в среднем 40-45 минут. И это еще одна причина , почему ваша презентация не может длиться дольше.

O том, что делают лучшие слушатели, читайте здесь

Изображения
Лучше всего использовать свои собственные фотографии и графику.Но если без внешних источников не обойтись, то убедитесь, что не нарушаете ни чьих авторских прав. Обязательно указывайте авторов тех или иных изображений. Когда мне нужны какие-то фотографии я либо их покупаю на сайтах стоковых фото, либо использую бесплатные изображения, например, с Pixabay

Story telling


Всем нравятся истории, интересные , увлекательные. Для этого люди ходят в театр и кино, читают книги. Там рассказывают истории. При этом с гораздо меньшим удовольствием мы ходим на учебу. Поэтому на выступлении рассказывайте историю.

Попробуйте применить концепцию Саймона Синека, которая называется "золотой круг".
Обычно люди начинают историю со "Что", т.е что они делают, производят и т.д. Потом "Как" они это делают и уже в конце "Почему". Это не совсем удачный подход, потому что вопрос "Что" запускает прежде всего логические размышления. Саймон Синек предлагает начинать с вопроса "Почему", т.к. этот вопрос более эмоциональный и вы можете обратиться к чувствам ваших зрителей, тем самым расположить их к себе. А потом уже рассказать "как" вы справляетесь с обозначенной проблемой и с помощью "чего" вы можете помочь ее решить, например.

Смотрите выступление Саймона Синека на TED Talks здесь

Что для истории важно? Правильно, действующие лица, потому что у предметов или объектов не может быть историй, а у людей может. Поэтому определите действующих лиц, которые непосредственно заинтересованы в освещаемой вами теме. Например, вместо рассказа о диванах, сосредоточьтесь на людях, которые ищут комфорт, или дизайнере(ах), которые придумывают диваны, что ими движет, как и где они черпают свои идеи. 

Смотрите видео о диванах на нашем канале

Действующее лицо устанавливает связь между вами и вашими слушателями. Важно также выбрать правильную точку зрения,т.е. лицо, от которого будет идти повествование.
  • Первое лицо (я, мы) подойдет, если вы рассказываете свою личную историю, делитесь своим собственным опытом, решениями и/или переживаниями.
  • Второе лицо (ты, вы) используйте тогда, когда ваша аудитория является действующим лицом. В этом случае, вы должны быть уверены на 100%, что четко знаете кто ваши зрители и что важно для них. Тогда вы сможете продемонстрировать эмпатию, т.е полное понимание и сопереживание своим слушателям.
  • Третье лицо( он, она, они) идеально для примеров, историй из жизни ваших знакомых и незнакомых, известных людей или из опыта ваших клиентов или партнеров.



В истории также важна динамика, конфликт. В ней должно что-то меняться по ходу развития событий, люди должны извлекать урок из повествования. Спросите, что не так, как должно быть и дайте ответ, как с этим поступить ( или как вы уже поступили). Например, как недостаточное количество солнечных дней вдохновило двух молодых голландцев на изобретение прибора, который помогает людям круглогодично получать витамин D, или как сложные и дорогие системы с электронным управлением душем привели одну немецкую компанию к простому и недорогому решению с механическим кнопочным переключением.



О том, как создаются истории очень хорошо рассказал Курт Воннегут. Посмотрите. Я смеюсь каждый раз, когда смотрю. И само по себе это выступление уже блестящая история.


Истории помогают лучше запоминать материал, на них лучше реагируют зрители. Но высшим пилотажем будет, если вся презентация станет одним целым рассказом.

Читайте также "Как создать мероприятие, которое все запомнят"

Выступление 

Конечно сложно сохранять спокойствие, когда Вы нервничаете. Великие ораторы вновь и вновь повторяют, что прежде всего важен контакт со зрителями и лучший способ этого добиться - это дать волю Вашей страсти к предмету. Будьте честны, проявляйте энтузиазм и аудитория обязательно последует за Вами. 

Улыбка и зрительный контакт позволяют установить доверие, которое поможет установить связь зрителей с темой Вашей презентации. Также это помогает снизить нервное напряжение, потому что вы начинаете общаться с людьми, а не с толпой.

Чтобы Вас было видно зрителям, а Вы видели их, ни в коем случае не делайте презентацию в темноте, когда хорошо видно только экран. Вы нужны зрителям также, как и ваши слайды. 
Выберите несколько человек в зале, демонстрирующих, на ваш взгляд, наибольший интерес, и рассказывайте для них, время от времени переводя взгляд от одного к другому. При этом не смотрите постоянно прямо в глаза, смотрите на переносицу.
на дизайн-саммите Витрина 2016
Слова - довольно неэффективный способ коммуникации, поскольку задействует только одно из пяти чувств зрителей. Именно поэтому мы используем помощь визуальных средств.Тем не менее вы можете использовать свой голос более эффективно. Изменяйте скорость речи, расставляйте акценты, меняя громкость голоса и тональность. Это сделает вашу речь более привлекательной и поможет удерживать внимание аудитории.

Используйте также и язык тела. Было установлено, что три четверти коммуникации невербальны. Это означает, что помимо слов язык тела также важен для того, чтобы донести зрителям ваши
мысли. Самое простое, чего нужно избегать, это скрещенные руки, руки за спиной или в карманах. Излишняя жестикуляция и активное расхаживание по сцене также не лучшие варианты. Жесты должны быть открытыми и демонстрировать уверенность, движение по сцене должно быть органичным. Не знаете, чем занять руки, возьмите карандаш. Также пульт управления презентацией с лазерной указкой хорошо служит для этой цели.

Если публичное выступление для вас трудная задача и вам тяжело сохранять спокойствие, попробуйте начать с дыхания. Сконцентрируйтесь и попробуйте дышать медленнее. Во время выступления также делайте небольшие паузы на дыхание. Не используйте слишком длинные фразы и сложно-сочиненные предложения, это также влияет на равномерность дыхания. Помимо этого, что их сложнее воспринимать слушателям.
Чтобы расслабиться, конечно, можно опрокинуть бокальчик перед выступлением. Но будьте осторожны, это может сыграть и злую шутку. Лучше выпейте ромашковый чай. Когда вы расслабитесь, вы безусловно будете лучше выступать и даже наслаждаться процессом. Зрители это обязательно почувствуют и будут слушать с гораздо большим интересом.
семинар о контент маркетинге в офисе Hansgrohe Russia

Совершенство приходит только с практикой. С каждым новым выступлением вы будете только лучше и ваша уверенность будет расти пропорционально. А это стоит того, чтобы продолжать совершенствоваться.

Если Вам понравился этот пост, то ставьте лайки, не забудьте поделиться с друзьями, нажмите кнопочки внизу. А также подписывайте на наш канал YOUTUBE и на мой блог, чтобы ничего не пропустить. Ведь будет не менее интересно.






Видео всех лекций дизайн саммита Витрина 2016 можно посмотреть на канале VitrinaFair здесь

Этот пост подготовлен с использованием материалов https://blog.hubspot.com/ и http://www.skillsyouneed.com/

Популярные сообщения